Фонд поддержки и развития детской литературы
Мы в социальных сетях

Наши Друзья

Почему мы перегружаем наших детей?

Почему мы перегружаем наших детей?

Однажды в детском магазине я услышала следующий разговор:

-У вас есть развивающие игрушки для детей.

- На какой возраст?

- 2 месяца.

В наши дни родители решают учить свое чадо сразу же от…подгузника. Малыш еще головку не держит, а его уже учат. И принимаются они за это с таким рвением, что складывается впечатление, будто боятся упустить время. Но действительно ли это время уйдет бесповоротно, и ребенок чего-то недополучит? Попробуем разобраться.

На мои занятия приходят дети от 7 до 12 лет. Уровень подготовки у всех разный. Но объединяет их любопытство. Им интересно узнавать новое, при условии интересного повествования. На своих занятиях я стараюсь показать им многообразие нашего мира, где все взаимосвязано. Я не стремлюсь вбить им в голову сухие факты, я стараюсь привить им ощущение многогранности, необычности мира, в котором мы живем. Мне хочется, чтобы у них появилось ощущения сопричастности к тем процессам, которые происходят на нашей планете. Многие из них впервые начинают осознавать, что такое географическая карта, что такое история, география. Они открывают для себя новые грани информации, ее новые трактовки, учатся совмещать и сопоставлять факты. Они учатся мыслить. На мой взгляд, главное в образовании – научить мыслить. Не бояться анализировать и делать выводы. Сухие факты они выучат. В их жизни будет еще много экзаменов. Главное научиться думать.

То, как родители набрасываются на своих детей, напоминает методы дрессировщика. Их натаскивают, заставляя зубрить и заучивать чужие фразы и мысли. Это все хорошо для развития памяти. Хотя, как показывает практика, 80% детей оканчивая школу, не знают элементарных вещей. Важнее развивать мыслительные способности, умение анализировать. С ребенком нужно прежде всего говорить, играть, читать книги, обсуждать прочитанное.

Многие из нас через своего ребенка пытаются реализовать свои амбиции или упущенные возможности, надеясь, что вот ребенок всего добьётся. И с младенчества начинают учить всему, а к тому моменту, когда действительно нужно начинать серьезно заниматься, у родителей опускаются руки, поскольку чадо устраивает бунт.

В дошкольном возрасте и в начальной школе детей загружают до такой степени, что у них не остается времени на игры, на общение с другими детьми, на знакомство с самим собой. А ведь все это важные факторы развития. «Что значит детство?», негодующе сказала мне одна мать, чья дочка с двух лет учила английский, немецкий, испанский, занималась гимнастикой, фигурным катанием, рисованием, игрой на гитаре, плаванием, ходила в подготовительную школу, а потом поступила в лицей. «По-вашему детство — это безделье? Ребенок должен работать! Должен знать, что просто так ничего не дается. Работать!» А кончилось все очень печально, у ребенка в 5 классе произошел нервный срыв, девочка стала агрессивной, два месяца не ходила в школу, заявив, что все достало. С большим трудом удалось договориться с ребенком. Но все дополнительные занятия были отменены. Нужно ли так перегружать психику, принимая во внимание и гормональные изменения в развивающемся организме.

Обычно родители в своем рвении всему научить остывают, когда ребенку исполняется 12-13 лет. Но именно в этом возрасте мы как никогда нужны нашим формирующимся детям, которые начинают вступать во взрослый мир. Мы должны стать для них опорой и поддержкой, но большинство из нас превращаются в нетерпимых, озлобленных, вечно раздраженных монстров, от которых дети не чают как сбежать. Главный аргумент: «я в него столько вкладывал, столько денег потратил, а он неблагодарный, ну и пусть живет как знает». И в этот момент мы бросаем угловатого, еще несформировавшегося подростка на произвол судьбы. Не хочешь делать как тебе говорят, живи сам. А вы точно уверены, что то, что вы навязываете, является истиной в последней инстанции. Откуда такая уверенность? С ребенком нужно говорить, не орать с выпученными глазами, а говорить, как с равным, давать ему понять, что он уже взрослый и его мнение важно, спокойно объяснять. Мы имеем тех детей, которых заслуживаем. Они зеркальное отражение наших недостатков и наших ошибок. Воспитание и образование нужно начинать с себя. Ведь главное – заложить нужные принципы, правильные ориентиры и цели, а времени у них предостаточно, и они все успеют, всего добьются, но при условии, что у них будет здоровая психика и надежный тыл – мудрые и понимающие родители.

 




242
15.04.2019 г.
TOP